Новые поправки к Закону об обязательном социальном страховании

Минтруд России внес в Госдуму законопроект, предусматривающий масштабные поправки в законодательство об обязательном социальном страховании (доступен по ссылке https://sozd.duma.gov.ru/bill/802512-7). Главным нововведением этого проекта можно назвать переход от «зачетного» принципа расходования средств ФСС России (напомним, работодатель из собственных средств выплачивает работнику пособие, а потом на эту сумму уменьшаются подлежащие уплате страховые взносы) к прямым выплатам (ФСС напрямую выплачивает работнику пособие, а обязанность работодателя платить страховые взносы в полном объеме остается неизменной). Иными словами, пилотный проект «Прямые выплаты» (который ранее был успешно апробирован в отдельных регионах) планируют распространить на всю Россию.

Ряд экспертов в СМИ посчитали, что этим законопроектом Минтруд собирается вовсе лишить работающих родителей пособий по уходу за ребенком. Однако эти опасения ничем не обоснованы, если вчитаться в суть предлагаемых изменений.

Так, Минтруд предлагает дополнить ст. 11.1 Закона об обязательном социальном страховании следующей нормой: «В случае если в период работы застрахованного лица на условиях неполного рабочего времени уход за ребенком осуществляет иное лицо, право застрахованного лица на ежемесячное пособие по уходу за ребенком прекращается».

Очевидно, что указанная норма не устанавливает никакого запрета на выплату пособия работающим гражданам. Вводится лишь основание для лишения таких граждан права на пособие: если в период работы на условиях неполного рабочего времени фактический уход за ребенком осуществляет иное лицо. Однако этот факт в каждом случае подлежит доказыванию, ведь никто не отменяет ст. 256 ТК РФ, где закреплено право родителя работать на условиях неполного рабочего времени в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с сохранением права на пособие.

Факт осуществления ухода за ребенком одновременно несколькими лицами сам по себе также не является основанием для лишения права на пособие, ведь в этом случае Закон предоставляет право на ежемесячное пособие одному из этих лиц (ч. 4 ст. 11 Закона об обязательном социальном страховании). Таким образом, Минтруд в проекте лишь описывает ситуацию, когда работа не позволяет родителю ухаживать за ребенком, эту функцию выполняет кто-то другой и этот факт можно надлежащим образом подтвердить.

По сути, речь идет о нормативном закреплении сложившейся практики органов ФСС и арбитражных судов. Так, ФСС в письме от 19.01.2018 № 02-08-01/17-04-13832л подчеркнул, что большая часть времени лица, находящегося в отпуске по уходу за ребенком и работающего на условиях неполного рабочего времени, должна быть посвящена уходу за этим ребенком, а не трудовой деятельности. А суды посчитали, что направление работника в долгосрочную командировку (на срок от 1 месяца и более) является основанием для его лишения пособия по уходу за ребенком, т. к. подобное длительное отсутствие родителя в месте проживания ребенка подтверждает факт невозможности осуществлять полноценный уход за ним (см. постановление АС Дальневосточного округа от 25.05.2017 № Ф03-1760/17).

Таким образом, уже сегодня действующее правовое регулирование позволяет лишать родителей, которые работают в режиме неполного рабочего времени, права на пособие по уходу за ребенком, если такой уход фактически поручается ими иным лицам. Минтруд лишь предлагает зафиксировать сложившееся положение вещей в норме закона.