На смену Закону N 294-ФЗ о проверках придет новый закон

Правительство РФ внесло в Государственную Думу проект нового федерального закона о государственном и муниципальном надзоре и контроле.

В целом, система контроля и надзора сохранит большинство ныне действующих положений, однако планируются и радикальные новшества:

— проверки будут проводиться не только в отношении организаций и ИП, но и в отношении обычных граждан — физических лиц без статуса предпринимателя и не занимающихся предпринимательской деятельностью. Предусмотрено, что такие проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры и не вносятся в Единый реестр проверок;

— категории риска и классы опасности будут присваиваться всем поднадзорным объектам и во всех сферах надзора. Периодичность плановых проверок согласно проекту зависит только от категории риска (класса опасности);

— законопроектом вводятся такие новые действия по контролю/надзору, как досмотр и осмотр, опрос, получение объяснений, инвентаризация, сбор информации и другие;

— при этом досмотр может предполагать вскрытие упаковок, помещений, емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары и иные объекты, а также разборку и демонтаж или иное нарушение целостности обследуемых объектов;

— во время проверки, рейда или контрольной закупки чиновники вправе потребовать объяснений — от граждан, а также должностных лиц и иных работников проверяемых организаций. Отказ от дачи объяснений допускается только по основаниям, предусмотренным законодательством. Вероятно, отказаться можно только со ссылкой на ст. 51 Конституции РФ (отказ свидетельствовать против себя и своих близких) и по основаниям, указанным в процессуальных кодексах. В противном случае это будет рассматриваться как противодействие проверке, что может повлечь административный штраф;

— во время выездной проверки чиновники смогут проводить выемки и изъятие документов. Проект разрешает им вскрывать сейфы и иные хранилища с документами, рекомендуя при этом «избегать причинения невызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов»;

— законопроект разрешает чиновникам изымать у проверяемых и оригиналы документов — если одних копий недостаточно и при этом есть основания полагать, что подлинники могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены;

— в тексте законопроекта так и не появился обещанный бизнесу запрет на проверку тех требований, которых нет в Перечнях обязательных требований (такие перечни ведутся каждым ведомством и публикуются на официальном сайте).

Кроме того, законопроект прямо запрещает гражданам и организациям пользоваться своими правами в целях необоснованного уклонения от проведения в отношении них государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Также запрещены проверочные мероприятия в рамках любых видов государственного надзора (контроля), если таковые прямо не указаны либо в Приложении N 1 к Закону, либо в самом тексте закона — в качестве специальных исключений.

Все неустранимые противоречия и неясности обязательных требований — согласно проекту — должны толковаться в пользу поднадзорных лиц, если поднадзорное лицо действовало в соответствии с письменными указаниями надзорного органа (например, по его письму), то эти действия нельзя признать нарушением обязательных требований.

В нормативных правовых актах будет разрешено устанавливать дополнительные ограничения для таких жалоб, которые могут повлечь внеплановую проверку: например, подачу жалобы автором только лично, или через МФЦ, или при условии нотариального установления личности жалобщика, появилась норма о досудебном обжаловании результатов проверочных мероприятий, добавлены дополнительные основания для отмены результатов проверки и иных контрольных мероприятий.