01 ноября вступил в силу закон о суверенном Интернете

Федеральный закон от 01 мая 2019 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

01 ноября 2019 года вступил в силу закон, которым внесены изменения в Закон о связи и Закон об информации, информационных технологиях и о защите информации (так называемый закон о суверенном Интернете, или закон о суверенном Рунете).

Принятие этого закона объяснялось необходимостью введения защитных мер для обеспечения долгосрочной и устойчивой работы сети Интернет в России, в том числе в случае возникновения угроз его функционированию из-за рубежа. При этом, как подчеркивали в Минкомсвязи РФ, закон не направлен на ограничение операторами связи или организаторами распространения информации доступа к информации, распространяемой посредством сети Интернет. Им предусмотрено создание инфраструктуры, позволяющей обеспечить работоспособность российских интернет-ресурсов в случае невозможности подключения к зарубежным корневым серверам сети Интернет.

Отметим следующие нововведения:

— операторы на своих сетях связи должны установить специальные техсредства противодействия угрозам, безвозмездно предоставленные Роскомнадзором, и передать в ведомство сведения о фактическом месте их установки. Технические условия установки таких средств утверждены Роскомнадзором;

— в случае возникновения угроз целостности, устойчивости и безопасности функционирования Интернета на территории России Роскомнадзор будет осуществлять централизованное управление сетью связи общего пользования через это оборудование.

Виды угроз, при возникновении которых ведомство сможет переходить на централизованное управление, определит Правительство РФ (на данный момент такой НПА еще не принят, см. соответствующий проект);

— средства связи, с использованием которых операторы связи и иные лица, участвующие в централизованном управлении, будут выполнять указания в рамках централизованного управления сетью связи общего пользования, должны размещаться на территории РФ;

— предусмотрено, что операторы связи освобождаются от обязанности ограничивать доступ к информации, распространение которой запрещено в России, если доступ к ней в сети связи оператора ограничивается с помощью указанных технических средств в порядке централизованного управления сетью связи общего пользования;

— весь обмен трафиком между операторами связи должен происходить через определенные точки обмена, включенные в специальный реестр. Ведет его Роскомнадзор. Правила ведения реестра, в том числе порядок направления уведомлений собственниками или иными владельцами точек обмена трафиком, установлены Правительством РФ;

— в случае передачи во владение или в пользование линии связи, пересекающей Государственную границу РФ, договор о такой передаче должен содержать информацию о цели использования указанной линии связи, а также о средствах связи, установленных на указанной линии связи. Эту же информацию собственники или иные владельцы указанной линии связи обязаны представлять в электронной форме в Роскомнадзор;

— операторы связи, собственники и иные владельцы технологических сетей связи (точек обмена трафиком, линий связи, пересекающих Государственную границу РФ), иные лица, если они имеют уникальный идентификатор совокупности средств связи и иных технических средств в сети Интернет, а также ряд органов власти должны будут принимать участие в специальных учениях. Их будут проводить на федеральном и региональном уровнях. Периодичность – не реже 1 раза в год. Помимо плановых учений, могут быть и внеплановые. Порядок проведения учений утвержден Правительством РФ;

— предусмотрено создание национальной системы доменных имен – совокупности взаимосвязанных программных и технических средств, предназначенных для хранения и получения информации о сетевых адресах и доменных именах.

Перечень групп доменных имен, составляющих российскую национальную доменную зону, установлен Роскомнадзором. А вот Положение о национальной системе доменных имен пока не утверждено (соответствующий приказ ведомства, представленный летом на госрегистрацию в Минюст России, был возвращен без государственной регистрации).